У моих знакомых 4-х летняя дочь, которая уже вовсю играет в различные компьютерные игры на родительском ноутбуке. В этих развлечениях ее не ограничивают. Оно и понятно, удобно, когда ребенок чем-то занят при этом не разбрасывает игрушки, не кричит и не мешает взрослым, да еще и узнает что-то новое, чему-то учится. В своем возрасте она уже знает все функции в мамином и папином телефоне и даже умеет пользоваться планшетом. А ей только 4 года. Ее родителей не сильно заботит влияние компьютера на ребенка.
Что представляет собой ребенок 3-4 лет? Это маленький человечек, мозг которого только начал активно усваивать различного рода информацию, анализировать ее и запоминать. Его моторика требует развития с помощью лепки, вырезания, склеивания, конструирования и т.д. Его зрительный и тактильный аппараты должны научиться различать формы предметов их цвета и текстуру. А вместо всего этого «компьютерный ребенок» получает только героев-мультяшек и компьютерную зависимость.
Понятно, что с каждым днем наш мир становится все мобильнее, различные приставки и гаджеты все чаще рассчитаны на младшую аудиторию. Именно технические устройства теперь просят дети в подарок на день рождения вместо кукол и машинок. И родители, как правило, уступают, не задумываясь, о силе влияния компьютера на ребенка Кто-то наверняка спросит: «Ну а что тут такого?».
А то, что мозг 3-х летнего ребенка не рассчитан на освоение компьютерных технологий. В этом возрасте дети часто не отличают реальность от вымысла (без участия компьютера), они фантазируют и придумывают друзей или разговаривают сами с собой. Для них мягкие игрушки и куклы – настоящие, способные двигаться и говорить. Это нормальный процесс, но сейчас им требуется научиться разграничивать реальность и вымысел. А сели в это время позволить ребенку погрузиться еще и в виртуальный мир, что произойдет в его сознании? Он просто запутается. Влияние компьютера на ребенка до 6 лет может быть только негативным.
До 4 лет детям требуется трогать, нюхать, пробовать на вкус предметы, которые они пытаются освоить. Только к 6 годам, обретя базовые навыки (рисование, лепка, собирание пазла и т.д.), а так же научившись занимать себя делом, их можно научить пользоваться компьютером и развивающими играми. Однако расписание виртуальных игр должно быть четко расписано и соблюдено. Рекомендуется не более 4 подходов в день по 15 минут, либо несколько раз в неделю, но чуть больше по времени. Родители должны быть готовы к тому, что ребенку понравится сидеть за компьютером, и он будет просить еще. Его желанию нельзя поддаваться. Можно придумать интересное занятие (то, что он любит), чтобы после компьютера он хотел им заняться.
Также рекомендуется обсуждать каждый компьютерный сеанс с ребенком, что именно он делал, какие были герои, чего достиг, что нового узнал и т.д. Это поможет сохранить связь родителей и ребенка и отслеживать степень его увлеченности виртуальными играми. Помните, влияние компьютера на ребенка – огромно, особенно, если развлечений кроме как виртуальных игр у него нет.