Дети становятся «заложниками» нашего бешеного ритма жизни уже с ранних лет. Нередко это становится причиной нарушений психического здоровья ребенка.
Родители стремятся вложить в своих детей максимум знаний и умений. Английский язык, плаванье, секция по волейболу, танцевальный кружок – «рабочий» день ребенка расписан по минутам. У детей не остается времени на свои дела. На свои детские дела – мечтания и игры. А ведь именно в процессе игры ребенок познает, что такое время.
Детям, живущим в сельской местности, ближе к природе легче понимать и воспринимать время: у них есть особая взаимосвязь с естественным ходом жизни растений, природой, погодными сезонами. Они наблюдают, как вырастает урожай на грядке, сколько ему требуется времени, чтобы созреть, когда его надо убрать. У них прививается навык осознания времени с раннего детства, в отличие от городских детей.
Понятие времени, понятие «завтра» не должны быть для ребенка неизвестностью. Поэтому психологи рекомендуют объяснять, что время измеряется часами и календарем, учить пользоваться ими. Для начала можно просто показывать, где будут стрелки часов, когда будет готов ужин. И ужин должен быть готов именно в это время – это важно. Потом приучать малыша к календарю с ручным выставлением даты, которую сначала устанавливают родители, а потом пробует ребенок, так он научится понимать что такое «вчера» и «завтра».
Не понимая, что такое время и почему нужно куда-то утром спешить, ребенку очень сложно подстраиваться под требования родителей собираться быстрее. А часто получается как: мама торопит ребенка, он в недоумении начинает собираться еще медленнее, и замкнутый круг…
Стараясь выполнить просьбу взрослого «быстрее», ребенок перестает вдумываться в смысл совершаемых действий, ведь все равно от него ничего не зависит, все диктуют родители. У таких детей есть риск, что во взрослом возрасте им будет очень сложно принимать решения самостоятельно, ориентироваться в жизни. Они-то с раннего детства привыкли жить «под диктовку».
Мы, взрослые, хотим помочь детям в будущем, и поэтому с ранних лет приучаем ребенка к загруженности. Но главное здесь не диктовать ребенку все его действия, а научить самому определяться. Главное, обойтись без критики, а при этом мягко и ненавязчиво направлять, напоминать.
Также родителям необходимо общаясь с детьми забыть о командном тоне. Дети, а особенно, подростки остро нуждаются в спокойном общении с родителями. Для детей младшего возраста, общение – это необходимое условие для полноценного развития, подросткам оно помогает преодолеть кризис переходного возраста.
Не стоит пренебрегать отдыхом. Передышки в работе помогают правильнее распределять время и качественнее выполнять работу. Многие родители бояться, что в свободное время их дети будут болтаться без дела, думать о дурном, а от мыслей к делу – один шаг. Но ребенку, также как и взрослому, нужно свободное время. Именно в свободное время происходит внутренний диалог, благодаря которому человек развивается как личность.