Многие мои знакомые – родители «молодых» школьников столкнулись с проблемой, когда их ребенку не удается сосредоточиться на том или ином задании. Детишки долго вникают в то, что от них требуется, не могут запомнить прочитанный текст, у них не хватает терпения доделать упражнение до конца и т.д.
Сосредоточиться ребенку в 7 или 10 лет очень сложно, особенно если ему не интересно. Мы – взрослые и сами не в состоянии быть сосредоточенными в течение всего рабочего дня. Все помнят, как «закипает мозг» когда несколько часов приходится решать некую проблему и как быстро может прийти решение, стоит только от нее отвлечься. Вот и у детей схожая ситуация, но в несколько раз сложнее, ведь они более подвижны, непоседливы и за добросовестное выполнение «домашки» им зарплату никто не начислит.
Мне и самой в детстве с трудом давалось запоминание текстов, правил и т.д., но это было связано не с отсутствием усидчивости, а с недостаточным развитием памяти, внимания, способности к обучению. Наверстать эти навыки мне удалось только в институте.
Вызывать невнимательность, апатию и даже агрессию в ходе выполнения «занудных» упражнений дома или в школе, может нестабильная кризисная ситуация в семье. Если ребенок переживает стресс, страх, раздражение дома (они могут быть связаны с ссорами между родителями, появлением второго ребенка, завышенными требованиями, недостаточным вниманием и т.д.), то сосредоточиться на том, что его совершенно не интересует ему тяжело. Волнение очень заразительно, если родители или другие члены семьи «на взводе» ребенок реагирует на это стрессом, беспокойством или подавленностью. Концентрация внимания требует душевного спокойствия, отсутствия нервозности и переживаний. Поэтому, чтобы понять, почему ребенок не может сосредоточиться, важно выяснить, что с ним происходит, что он чувствует и о чем переживает.
Чтобы распределить детскую нагрузку важно составить распорядок дня, в котором учесть, в какое время ребенку удобно играть, заниматься музыкой, кушать, делать уроки. Понаблюдав за ним некоторое время, станет ясно, что и когда ему предпочтительнее делать. Перед началом занятий важно убрать все, что может отвлекать школьника от учебы: на письменном столе должны лежать только необходимые для каждого урока вещи. Можно поэкспериментировать с цветовыми свойствами. Например, синий цвет настраивает на учебу, зеленый помогает расслабиться, а красный действует раздражающе, поэтому его в комнате, где занимается ребенок должно быть по-минимуму (а в идеале быть не должно).
Делать уроки лучше начинать с менее сложных, чтобы так сказать «разогреться», а в период, когда «ничего не получается» можно сделать урок по рисованию или трудам. Нагрузку важно дозировать, иначе «запарив мозг» ребенок не только не сможет выполнить задание, но на следующий день будет пребывать в «состоянии застоя».