Моя знакомая постоянно все забывает: ключи, документы, деньги… Она может оставить пакет с вещами на остановке, документы в холле на работе, ключи от дома или машины вообще где угодно. Она не помнит, что и где у нее лежит, поэтому покупает одни и те же вещи несколько раз. А один и тот же вопрос может задавать бесконечно.
Иногда, отвечая ей, раз уже третий, на один и тот же вопрос начинаешь выходить из себя. Но она ничего не может поделать, ведь и в третий раз она не запомнила ответа. Как бы ни было ей неудобно, но она вынуждена спросить в четвертый раз, и возможно нарваться на гневное: «Ну, сколько можно спрашивать одно и то же?». И это мы еще хорошие знакомые, а как тяжело ей приходится на работе или с незнакомыми людьми…
Причины забывчивости
Психологи предположили бы, что эти приступы забывчивости идут из раннего детства и формируют защитную реакцию на внешние обстоятельства. То есть мозгу проще что-то забыть, чем выполнять работу по запоминанию, что где лежит.
В действительности жертвами чужой забывчивости в наибольшей степени являются сами забывчивые. Ведь ели они что-то забыли сделать, то их переживания и чувство вины заставляет их постоянно себя недооценивать, ругать и подтверждать свою ненадежность.
Также, многие дела им приходится делать по несколько раз, потом переделывать, на что уходит дополнительное время. От этого забывчивые люди всегда куда-то спешат, потом забывают куда именно, торопятся за новым поручением, вспоминают про предыдущее, а к тому моменту нужно уже выполнить настоящее… И так постоянно.
Винить их в забывчивости не стоит, так как они и сами себя винят. Им требуется поддержка. Помочь упорядочить план действий, распорядок дня, распределить дела и их последовательность – вот задачи близкого человека. Но и сами «Забывчивые» должны себе помогать. Есть ряд упражнений, которые можно с легкостью выполнять в течение дня, а если есть дети, то делать задания вместе с ними в игровой форме.
Полезно тренировать память, вспоминая вечером весь прошедший день: что делал, что кушал, на каком автобусе добирался, сколько раз пил кофе и т.д. В качестве игры можно запоминать окружающие детали на остановке или в транспорте: сколько было человек, как они были одеты, сколько мужчин и женщин, детей и пожилых и т.д. Более того существуют целенаправленные методики для развития памяти, например, метод Шульте, состоящий из таблицы с цифрами, которые нужно запомнить и воспроизвести всю последовательность на чистом бланке.
Замечательная игра, в которой могут участвовать от 2 человек, заключается в повторении слов. Задается первое слово, например, «рыба», другой человек повторят первое слово, и называет свою ассоциацию на него, например, «река», далее участник повторят уже оба слова в точном порядке и на последнее называет свою ассоциацию. Таким образом, образуется ряд ассоциативных слов, которые нужно повторить в точном порядке.